Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

делянов ив. дав

Гуманитарный словарь

ДЕЛЯ́НОВ Ив. Дав. (1818-97) - граф, гос. деятель, поч. чл. Петерб. АН. Род. в Москве в знатной армянской семье. В 1854 назначен управляющим делами секретного комитета о раскольниках. С 1858 - попечитель Петерб. уч. округа, а в 1861 - дир. деп-та мин-ва народного просвещения. В 1861-82 дир. Публичной б-ки, совмещая эту должность с др. (попечитель уч. округа, товарищ министра нар. просвещения, статс-секретарь, чл. Гос. совета, главноупр. Собств. Е. И. В. Канц. по учреждениям имп. Марии). Деят-ность Д., безусловно, способствовала развитию б-ки, хотя нек-рые мероприятия нач. 1880-х гг. выглядели как установление политич. слежки за читателями. В 1882-97 - министр нар. просвещения. Под его началом в 1884 принят нов. устав рос. ун-тов, ограничивший их автономию, открыт ун-т в Томске; пересмотрены учебные планы классических гимназий; расширен курс преподавания др. языков; обращено большее внимание на техн. и пром. образование - открыт Харьковский технологич. ин-т; выработано положение о средних и низших техн. и пром. училищах; открыт ряд техн. училищ. Д. установил процентную норму приема евреев в учебные заведения, в 1887 выпустил печально знаменитый циркуляр "о кухаркиных детях", в к-ром предписывалось не принимать в г-зии "детей кучеров, прачек, мелких лавочников". В 1886 были закрыты высшие женские курсы, в 1889 в Пб. они стали действовать вновь, но по переработанным правилам. В 1888, по случаю 50-летнего юбилея гос. службы, Д. возведен в графское достоинство. По отзывам современников Д. был человеком добрым и многим помогал, тем не менее репутация консерватора и даже обскуранта была им вполне заслужена.

Лит.: Рождественский С. В. Ист. обзор деят-ности мин-ва народного просвещения. СПб., 1902.

Полезные сервисы

делянов иван давыдович

Энциклопедический словарь

Деля́нов Иван Давыдович (1818 - 1897/1898), граф (с 1888), государственный деятель, почётный член Петербургской АН (1859). Директор Императорской Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге (1861-1882). С 1882 министр народного просвещения. Проводил политику контрреформ: усиление церковного влияния в начальной школе; ограничение приёма детей низших сословий в гимназии (циркуляр «о кухаркиных детях», 1887) и евреев в средние и высшие учебные заведения; ограничил автономию университетов, препятствовал развитию женского высшего образования.

* * *

ДЕЛЯНОВ Иван Давыдович - ДЕЛЯ́НОВ Иван Давыдович (1818-97/98), граф (с 1888), российский государственный деятель. Почетный член Петербургской АН (1859). С 1882 министр народного просвещения. Находился под сильным влиянием политиков охранительного направления (К. П. Победоносцева (см. ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович), М. Н. Каткова (см. КАТКОВ Михаил Никифорович)). Ограничил автономию университетов (по уставу 1884), сократил прием детей низших сословий в гимназии, лиц иудейского исповедания - в средние и высшие учебные заведения. Препятствовал развитию высшего женского образования. Способствовал усилению влияния церкви на начальную школу, проводил политику русификации учебных заведений на окраинах Российской империи. Содействовал развитию специального, технического образования. В годы министерской деятельности Делянова открыты Томский университет, Харьковский технологический институт, ряд низших и средних технических и промышленных училищ.

Большой энциклопедический словарь

ДЕЛЯНОВ Иван Давыдович (1818-97/98) - граф (с 1888), российский государственный деятель. Почетный член Петербургской АН (1859). С 1882 министр народного просвещения. Проводил политику контрреформ: усиление церковного влияния в начальной школе; ограничение приема детей низших сословий в гимназии и евреев в средние и высшие учебные заведения, а также ограничил автономию университетов, препятствовал развитию женского высшего образования.

Полезные сервисы